П.С.Лабазин

У истоков ВАУ ГВФ–ОЛАГА–СПбГУ ГА:

Докладная записка Петра Сергеевича Лабазина

о необходимости организации Академии ГФВ в Ленинграде. 1953 г.

 

Начальник КУНС ГВФ в 1950–1955 гг. инженер-полковник гражданской авиации Пётр Сергеевич Лабазин. Снимок 1950 года.
В 1953 году, руководя обучением командного состава гражданской авиации на годичных Курсах, обосновал необходимость открытия Академии ГВФ на базе Партийной школы и КУНС ГВФ в Ленинграде на Литейном проспекте, д. 48.

Начальник КУНС ГВФ в 1950–1955 гг.

инженер-полковник гражданской авиации

Пётр Сергеевич Лабазин. Снимок 1950 года.

В 1953 году, руководя обучением командного

состава гражданской авиации на годичных

Курсах, обосновал необходимость открытия

Академии ГВФ на базе Партийной школы и

КУНС ГВФ в Ленинграде на Литейном

проспекте, д. 48.

В июле 2016 года исполнится 100 лет со дня рождения Петра Сергеевича Лабазина (1916–1987). Он стоял у истоков создания ВАУ ГВФ–ОЛАГА–СПбГУ ГА и был лидером на этапе становления первого командно-лётного вуза гражданской авиации в 1950-е–1960-е гг.

В декабре 1953 года начальник КУНС ГВФ П. С. Лабазин обосновал необходимость организации Академии ГВФ в Ленинграде на базе Партийной школы и КУНС ГВФ в своей Докладной записке [1] на имя начальника ГУ ГВФ маршала авиации С. Ф. Жаворонкова. Этот документ хранится в фондах Объединённого музея гражданской авиации, полностью публикуется впервые.

Жизнь показала, что формирование нового вуза проходило в строгом соответствии с планом, изложенным в Докладной записке П. С. Лабазина.

 

Пётр Сергеевич Лабазин – инженер, педагог, организатор производства и высшего образования в гражданской авиации [2]

П. С. Лабазин родился 7 июля 1916 года в крестьянской семье, воспитывался в Ленинграде в семье старшего брата Георгия, профессора Горного института. В 1934 году поступил и в 1940 году окончил с отличием Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ) по специальности «Техническая эксплуатация самолётов и моторов» с присвоением квалификации «инженер-механик».

Во время Великой Отечественной войны П. С. Лабазин принимал участие в перегонке самолётов с Ташкентского авиазавода во фронтовые части. В апреле 1943 г. в числе первых трёх специалистов Аэрофлота П. С. Лабазин получил звание бортинженера, о чём сделана запись на с. 17 Удостоверения инженера ГВФ (документ экспонируется в Объединённом музее гражданской авиации). А 21 декабря 1943 г. он запишет в своём дневнике: «Сегодня получил орден «Знак почёта» № 31986. Орден вручил депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза полковник Гаранов» (1), [3, с. 43].

В 1944 году П. С. Лабазин вернулся в Ленинград с назначением на должность главного инженера Северного управления ГВФ. Под его руководством были восстановлены полностью разрушенные и созданы заново технические службы аэропортов в Калинине, Новгороде, Пскове, Великих Луках, Таллинне, Петрозаводске, в аэропортах Кольского полуострова, Вологодской и Архангельской областей, Ненецкого национального округа. Все объекты инженерно-авиационной службы Ленинградского авиапредприятия, авиаремонтные мастерские АРМ-21 (завод ГА № 21, ныне СПАРК) восстанавливались, разрабатывались, строились, оснащались также при непосредственном участии П. С. Лабазина [4].

Начальник ГУ ГВФ маршал авиации Семён Фёдорович Жаворонков, высоко ценя производственный опыт, новаторский подход к решению сложных задач и педагогические способности П. С. Лабазина, в декабре 1950 года поручил Петру Сергеевичу возглавить и организовать в Ленинграде годичные Курсы усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ.

Обучение на КУНС в 1951–1955 гг. прошли все крупные руководители Аэрофлота того времени, в основном начальники и главные инженеры территориальных управлений ГВФ. Именно эти люди приняли на себя тяготы и ответственность, связанные с переходом отрасли на эксплуатацию новой авиационной техники – самолётов с газотурбинными двигателями (ГТД) – Ту-104, Ил-18, Ан-10, массовое поступление которых началось во второй половине 1950-х гг. [5, 169-171]. Справиться с новыми задачами им помогли знания, полученные на КУНС. Здесь слушателям преподавали новые дисциплины, которые в учебных заведениях Аэрофлота до тех пор не читались: аэродинамику больших скоростей, теорию реактивных двигателей, конструкцию реактивных самолётов и вертолётов.

Правильная организация учебного процесса с учётом перспектив оснащения гражданской авиации самолётами с ГТД была заслугой начальника КУНС ГВФ П. С. Лабазина. Здесь Пётр Сергеевич, талантливый инженер и руководитель производства, проявил себя как прекрасный педагог и организатор образования в области гражданской авиации. Привлечение преподавательских кадров из Ленинградской военно-воздушной инженерной академии (создана в 1941 г. на базе ЛИИ ГВФ, ныне Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского), введённое П. С. Лабазиным в практику КУНС, в дальнейшем стало традицией и для ВАУ–Академии гражданской авиации.

Опыт работы КУНС показал, что командному составу ГВФ со средним образованием, а часто – с незаконченным средним, необходимы более глубокие теоретические знания, чтобы разобраться в вопросах эксплуатации качественно новой авиационной техники, экономики и организации производства. Такие знания, по мнению Петра Сергеевича, могла дать только Академия гражданского воздушного флота. Необходимость высшего учебного заведения для подготовки командного состава гражданской авиации П. С. Лабазин аргументировал в своей докладной записке на имя начальника ГУГВФ маршала авиации С. Ф. Жаворонкова в декабре 1953 года. Пётр Сергеевич обосновал целесообразность создания Академии именно в Ленинграде на базе КУНС ГВФ и Партийной школы Политуправления ГВФ при использовании возможностей Ленинградской Военно-воздушной академии на этапе становления нового учебного заведения. Отстаивая Академию ГВФ, П. С. Лабазин проявил большое личное мужество: ведь до этого заместитель С. Ф. Жаворонкова (Горский) обвинил начальника КУНС в «постановке совершенно нереальных и не нужных вопросов» [1].

 

Высшее авиационное училище вместо Академии ГВФ

Партшкола и КУНС размещались в одном и том же здании на Литейном проспекте, 48, тесно взаимодействовали: имели общую учебную базу и преподавательский коллектив. Объективно основой для организации ВАУ ГВФ послужили Курсы повышения квалификации начальствующего состава ГВФ, а не Партийная школа, хотя в постановлении правительства упоминается только последняя. После организации ВАУ подготовка политработников быстро прекратилась, а КУНС, вошедший на правах факультета, работал до 1971 г., затем одновременно с реорганизацией ВАУ в Академию был преобразован в факультет повышения квалификации (ФПК) Академии гражданской авиации.

П. С. Лабазин предлагал начать учебный процесс в Академии ГВФ с 1 сентября 1954 г. Однако решение Правительства состоялось только 23 июля 1955 г. после передачи в мае 1955 г. Главного управления ГВФ из подчинения Министерству Вооружённых Сил СССР в ведение Совета Министров СССР. Новому вузу был дан статус Высшего авиационного училища ГВФ, Академией он станет в сентябре 1971 г.

Исполняющим обязанности начальника ВАУ был назначен полковник Ф. А. Захаров, руководивший Партшколой. Заместителем начальника ВАУ по учебной и научной работе (без приставки «и. о.») стал П. С. Лабазин. На его плечи легла основная нагрузка по разработке учебных планов и программ, комплектованию первого набора слушателей, организации учебного процесса. По его рекомендации председателем отборочной комиссии утвердили Таисию Александровну Огневу, заместителя директора Партшколы, в прошлом, как и сам Пётр Сергеевич, окончившую ЛИИ ГВФ.

Учебные занятия в командно-лётном вузе гражданской авиации в Ленинграде на Литейном проспекте, д. 48 начались 9 ноября 1955 г.

В начальный период организации ВАУ Петром Сергеевичем был продолжен принцип преемственности кадров – привлечение в училище бывших преподавателей и выпускников ЛИИ ГВФ–ЛКВВИА им. А. Ф. Можайского. В дальнейшем это правило неукоснительно соблюдалось на протяжении полувека.

В число ведущих преподавателей ВАУ первого десятилетия вошли Г. П. Астафьев, А. Г. Бедункович, А. Л. Безвиконный, Б. Г. Броуде, М. Л. Гофман, И. И. Кулагин, П. С. Лабазин, А. А. Лаврентьев, Г. И. Москвин, Т. А. Огнева, С. Н. Подкаминер, Ф. Я. Спасский, М. А. Тетерин, Б. Е. Устинович, Н. Г. Фёдоров, В. Г. Шахвердов. Все они были воспитанниками или коллегами по ЛИИГВФ замечательных учёных и педагогов петербургской – ленинградской научно-педагогической школы подготовки авиационных специалистов: профессоров Н. А. Рынина, А. А. Саткевича, П. А. Молчанова, Г. Г. Ростовцева, К. Ф. Косоурова, О. Н. Розанова, Е. П. Торбы. Сохранение традиций школы, а также энтузиазм научно-педагогического коллектива обеспечили первому командно-лётному вузу отрасли быстрый, уверенный старт и высокие темпы развития [6, с. 124-126].

Благотворное влияние на процесс становления вуза оказал видный военачальник Второй мировой войны дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков (1900–1976), назначенный начальником ВАУ ГВФ в августе 1956 года. Совместная работа А. А. Новикова и П. С. Лабазина на протяжении восьми лет (1956–1963) принесла прекрасные плоды и, несомненно, стала фундаментом для успешного развития и высоких достижений вуза, уверенного продвижения Высшего авиационного училища к статусу Академии.

На мой вопрос, кто был лидером в этом тандеме, исчерпывающий ответ дал заслуженный пилот СССР, начальник Ленинградского управления ГА, заместитель министра гражданской авиации, выпускник Командного факультета ВАУ ГВФ 1960 г. Валентин Андреевич Колосов: «Всё держалось на Лабазине. У Маршала Новикова – заслуги армейские, он авторитетом пробивал. Лабазину нужен был именно такой начальник, как Новиков; и Новиков без Лабазина не смог бы».

По воспоминаниям коллег, генератором идей в тот период был П. С. Лабазин. Пётр Сергеевич прекрасно знал кадровый состав гражданской авиации, до тонкостей понимал потребности производства и отчётливо представлял, какие именно кадры нужны на производстве. Имея большой производственный и педагогический опыт, он мог соответственно строить учебный процесс и научную работу молодого авиационного вуза, находить правильные решения и выдвигать новые проекты.

Кроме руководства учебной и научной деятельностью ВАУ, Пётр Сергеевич все эти годы возглавлял созданную им (1956) кафедру авиадвигателей и руководил ею до 1969 г. Он читал основные курсы по кафедре, разрабатывал учебные и методические пособия. Чрезвычайно востребованным оказался написанный им учебник «Авиационный двигатель АШ-62 ИР» [7]. Такие двигатели стояли на Ли-2 и Ан-2, массовых самолётах Аэрофлота 1940–1970-х гг. Этот учебник – без преувеличения настольная книга лётного и технического состава – выдержал четыре издания (первое в 1956 г.), переведён на китайский, болгарский, польский, корейский и венгерский языки.

Коллеги и слушатели высоко ценили лекторское мастерство П. С. Лабазина. По свидетельству Ильи Львовича Кривошеева (2), «Пётр Сергеевич был инженером от Бога, блестяще знал теорию, имел практический опыт и потому знал все тонкости эксплуатации двигателей. Великолепно читал лекционные курсы: два часа говорил, естественно не заглядывая в конспект, и вся лекция, компактно размещённая, оставалась на доске» [8].

Кафедра авиадвигателей ВАУ ГВФ под руководством П.С. Лабазина впервые в СССР начала научные исследования в области реверсирования тяги ТРД гражданских самолётов и разработку реверсивных устройств ТРД [9]. В самом центре города, на Литейном проспекте, исследования сопряжённые с шумом (рёвом) реактивных двигателей, мешали жителям окрестных домов. Поэтому эти работы проводились в 1960–1967 гг. на мотороиспытательной станции (МИС), первом лабораторном корпусе, построенном в Авиагородке по инициативе и под руководством П.С. Лабазина при активном участии коллектива кафедры.

П. С. Лабазин был автором первых серьёзных учебных пособий по теории компрессорных авиационных газотурбинных двигателей для слушателей ВАУ, написанных им с учётом собственных исследований по реверсированию тяги ТРД транспортных самолётов [10; 11]. «Он знал, о чём писал, и трудные вещи умел объяснять просто. Слушатели, выбирая учебники по этим дисциплинам, предпочтение всегда отдавали книгам П. С. Лабазина» [8].

В 1971–1974 гг. П. С. Лабазин работал представителем Аэрофлота в Африканской республике Уганда.

По личной просьбе министра ГА Бориса Павловича Бугаева П. С. Лабазин в марте 1975 г. возглавил вновь организованный факультет переподготовки командно-руководящих кадров для гражданской авиации (ФПКРК). Новый годичный факультет по своим задачам и по уровню служебного положения слушателей имел много общего с годичными Курсами начальствующего состава ГВФ начала 1950-х гг. «Пётр Сергеевич работал с большим удовольствием и, как всегда, с полной отдачей сил. Это была встреча с молодостью, – так оценил данный период жизни Петра Сергеевича его биограф М. П. Филиппов, – многие из слушателей ФПКРК были его выпускниками разных лет» [3, с. 86].

Тем не менее, в сентябре 1978 г. П. С. Лабазин расстаётся с факультетом «в связи с уходом на пенсию». К этому Петра Сергеевича вынудил перенесённый инсульт и второй инфаркт, его здоровье быстро ухудшалось. Об этом знали далеко не все: жаловаться он не любил. До 1984 г. Пётр Сергеевич продолжал преподавать на основанной им кафедре авиадвигателей, занимая на ней полставки доцента. В конце августа 1987 г. Пётр Сергеевич в очередной раз попал в больницу (№ 26 на ул. Костюшко). 3 сентября его сердце остановилось.

Похоронили Петра Сергеевича на Южном кладбище 7 сентября 1987 г. «Здесь он будет всегда слышать пролетающие над ним самолёты», – сказала на похоронах его младшая дочь Наталья.

 

Музейная страница жизни П. С. Лабазина

Нельзя не отметить музейную страницу в жизни Петра Сергеевича Лабазина. В 1960-е годы любовь к технике и желание её сохранить подвигли Петра Сергеевича к организации Музея авиационных двигателей в нашем вузе. Создание музея стало делом всей кафедры: предполагалось использовать коллекцию музея в учебной и научной работе.

Место для будущего музея выбрали рядом с Мотороиспытательной станцией. Параллельно зданию МИС забетонировали большую площадку, установили столбы для опор. П. С Лабазин обратился в ОКБ авиапромышленности и во многие подразделения гражданской авиации с просьбой продать или подарить авиадвигатели. Постепенно набралось около десятка прекрасных экспонатов: поршневые двигатели М-11, АШ-62ИР, АШ-82; газотурбинные РД-3М-500, АИ-20, ВК-1, НК-4 и ещё несколько. Пётр Сергеевич собственноручно выполнил эскизный проект музейного здания, которое собирались возводить из стекла и металлических конструкций. Фундамент здания закладывался коллективом кафедры, естественно, после основной работы и в выходные дни. К сожалению, после отъезда П. С. Лабазина в Уганду строительство музея прекратилось, подготовленные площадки были переданы автобазе, часть экспонатов оставили на кафедре, а остальные двигатели сдали в металлолом.

Счастливее сложилась судьба Музея истории Академии гражданской авиации, в организации которого Пётр Сергеевич принимал участие в 1973–1975 гг. к 30-летию Великой Победы и 20-летию нашего вуза. Торжественное открытие музея состоялось 7 мая 1975 года. В Объединённом музее гражданской авиации создан раздел, посвящённый талантливому инженеру, педагогу, организатору производства и высшего образования в гражданской авиации Петру Сергеевичу Лабазину – инициатору создания нашего учебного заведения.

 

Об увековечении памяти П. С. Лабазина в связи со 100-летием со дня рождения

Уже после смерти Петра Сергеевича, в 1989 году, два факультета повышения квалификации – ФПК и ФПКРК, организованные им в своё время, вошли в состав Института повышения квалификации. В 1996 году ИПК был преобразован в Институт руководящих работников и специалистов отрасли (ИРРСО). Таким образом, у истоков ИРРСО стоял также Пётр Сергеевич Лабазин.

В 2016 году символически совпадают круглые даты – 65 лет КУНС ГВФ, 60 лет кафедре Авиационной техники; 20 лет ИРРСО СПбГУ ГА со столетним юбилеем Петра Сергеевича Лабазина, стоявшего у истоков создания кафедры, факультетов и всего Университета в целом.

Музей при поддержке кафедры авиационной техники планирует обратиться в Учёный совет СПбГУ ГА с ходайством об увековечении памяти П. С. Лабазина и предложить программу, включающую три пункта:

1. Присвоение имени Петра Сергеевича Лабазина одной из аудиторий кафедры Авиационной техники.

2. Обустройство сквера П. С. Лабазина напротив построенного по его инициативе здания Мотороиспытательной станции, в котором впервые в СССР под его руководством проводились научные исследования в области реверсирования тяги ТРД гражданских самолётов.

3. Издание юбилейных почтовых конвертов и открыток, посвящённых П. С. Лабазину.

 

Пётр Сергеевич Лабазин в воспоминаниях сослуживцев и выпускников

Леонид Васильевич Агошин, выпускник эксплуатационного факультета ВАУ 1962 г., заместитель начальника Северного, затем Ленинградского управления гражданской авиации: «Пётр Сергеевич был необыкновенно обаятельным человеком, в нем так и светилась любовь к своей профессии и к людям. В нем невероятно была развита предупредительность к товарищам, готовность подставить плечо, прийти на помощь. Умел доходчиво объяснять, помочь слушателям нужными материалами. С коллегами и слушателями у него всегда были тёплые, хорошие отношения».

Глория Вячеславовна Баркова, преподаватель кафедры экономики ВАУ
в 1960-е гг.:
«Пётр Сергеевич был излишне доверчив. Видел в людях только хорошее. Вежливый, выдержанный, доброжелательный. Не боялся брать ответственность на себя, неприятные приказы А. А. Новиков поручал Лабазину. Доступный, во время праздничных мероприятий всегда вместе с простыми людьми, каждый мог со своим вопросом обратиться лично».

Владимир Иванович Толкачёв, доцент кафедры авиадвигателей, старший бортинженер УЛО ВАУ, начальник АТБ авиапредприятия «Пулково»:

«Фанатично преданный авиации человек. Ему было мало равных в Аэрофлоте по его инженерной квалификации. Великолепный преподаватель, его отличала краткость, точность, ясность изложения».

Михаил Петрович Филиппов, племянник П. С. Лабазина, преподаватель, кандидат исторических наук, партийный работник, биограф рода Лабазиных: «Пётр Сергеевич никогда никому не завидовал, не претендовал на первую роль в ВАУ, радовался любому успеху своих товарищей. Человек непрактичный – не захотел тратить драгоценное время на рутинные процедуры, связанные с защитой собственной диссертации. Не пользовался преимуществами своего служебного положения и связями: когда дочери сдавали вступительные экзамены в институт, уезжал из города, чтобы приучать их к самостоятельности».

Валентин Андреевич Колосов, выпускник КФ 1960 г., заслуженный пилот СССР, начальник Ленинградского управления ГА, заместитель министра ГА:

«Всё держалось на П. С. Лабазине. У Маршала Новикова – заслуги армейские, он авторитетом пробивал. Лабазину нужен был именно такой начальник, как Новиков; и Новиков без Лабазина не смог бы».

Алексей Иванович Сильнягин, выпускник КФ 1959 г., руководитель учебных заведений гражданской авиации: «Пётр Сергеевич Лабазин – незаурядная личность, большого ума и высокой нравственности, реалистически мыслящий человек. Зная гражданскую авиацию от А до Я, свой талант организатора, инженера педагога, он отдавал на совершенствование деятельности гражданской авиации с учётом её перспективы. Его предложения и решения были всегда продуманными, взвешенными, оптимальными. Свои мысли излагал логично, предельно чётко. Сложное умел объяснить просто и доходчиво. Был коммуникабелен, никогда не выставлял своего «я». Благодаря своему уму, твёрдому (но незлобивому), характеру, порядочности, был лидером в сложном и разнохарактерном коллективе учёных, педагогов, лётного, инженерно-технического и командно-начальствующего состава».

 

 

Докладная записка П. С. Лабазина об организации Академии ГФВ. 1953 год

 

«Начальнику Главного управления Гражданского Воздушного Флота СССР маршалу авиации

товарищу ЖАВОРОНКОВУ С. Ф.

По вопросу:

организации академии

командно-политического состава ГВФ.

Декабрь 1953 г.

 

Приказом Министра Обороны Союза ССР от 18 декабря 1953 г. командование Гражданского Воздушного Флота обязано доложить свои соображения по вопросу организации высшего учебного заведения для подготовки командного состава ГВФ. В связи с этим прошу Вас рассмотреть излагаемые ниже соображения об организации Академии командно-политического состава ГВФ.

Командный состав управлений и подразделений ГВФ в большинстве своём укомплектован из пилотов, имеющих специальное образование в объёме лётной школы и большой опыт лётной работы. При этом общее образование высшего и старшего командного состава соответствует в основном 6–7 классам средней школы. Значительная часть молодых командиров, окончивших лётные школы после 1941 года, имеет законченное среднее образование.

Оснащение Аэрофлота всё более совершенной, сложной и разнообразной авиационной техникой, обеспечение безопасности полётов в ночных и сложных метеорологических условиях, прочно вошедших в практику работы ГВФ, требуют от командиров значительно более глубоких теоретических и практических знаний авиационной техники, широкого политического кругозора и общего развития, знаний экономики и планирования работы воздушного транспорта.

Эти требования будут всё более и более повышаться по мере дальнейшего оснащения Аэрофлота новой техникой и особенно реактивной.

Значительная часть политического состава подразделений Аэрофлота не имеет специального авиационного образования. Система подготовки политработников при Партийной школе Политуправления ГВФ не устраняет этого недостатка, т. к. в учебном плане школы отсутствуют авиационно-технические дисциплины и предусматривается лишь цикл тематических занятий по авиационной технике в объёме 70 часов. Политработники из числа лётного и технического состава также значительно отстали от уровня современной авиационной техники, т. к. пополнение их знаний в этой области не предусмотрено каким-либо видом переподготовки.

Повышение специальных и политических знаний и общеобразовательного уровня командно-политических кадров до уровня знаний, даваемых высшим учебным заведением, значительно улучшит качество руководства подразделений, это повлечёт за собой повышение безопасности полётов и эффективности использования авиационной техники ГВФ.

Это возможно только при условии создания командно-политической Академии Гражданского Воздушного Флота, выпускающей авиационных специалистов с законченным высшим образованием.

Контингентом слушателей Академии должны быть командиры и политработники ГВФ, имеющие опыт руководящей работы, законченное среднее образование и возраст до 40 лет. Срок обучения в Академии должен быть четырёхлетним.

Академия должна выпускать старший и высший командно-политический состав по специальностям: «Эксплуатация и экономика Гражданского Воздушного Флота» – для командиров и «Партийно-политическая работа» – для политработников. Вместе с этим при Академии целесообразно организовать аспирантуру из числа инженеров ГВФ и лиц, окончивших Академию, которая явится основой подготовки научных кадров (в том числе и лётных) для высших учебных заведений, научно-исследовательского института и эксплуатационных подразделений ГВФ.

За время обучения в Академии слушатели из числа лётного состава должны не только сохранять, но и повышать свою лётную квалификацию. В связи с этим при Академии должно быть организовано лётное подразделение, задачи которого будут заключаться в систематической тренировке и повышении класса слушателей, а также в обеспечении полётов, связанных с решением учебных задач, предусмотренных программами.

Подготовка кадров в указанных направлениях, специфичных для Гражданского Воздушного Флота, возможна только в специальном учебном заведении ГВФ и не может быть осуществлена на базе организации специального факультета при высших учебных заведениях Министерства Авиационной промышленности или при военных академиях ВВС.

В настоящее время Аэрофлот не располагает профессорско-преподавательскими кадрами по ведущим авиационно-техническим дисциплинам, способными обеспечить в Академии ГВФ преподавание на высоком научно-техническом уровне и руководство подготовкой научных кадров. В связи с этим в течение достаточно длительного периода необходимо использовать в этих целях кадры военно-воздушных инженерных академий.

Аэрофлот также не располагает достаточно хорошо оснащённой лабораторной базой, необходимой для организации учебного процесса в Академии ГВФ. Это также вызывает необходимость использовать, в течение ряда лет, лабораторную базу военно-воздушных инженерных академий. Такими академиями являются или Ленинградская (ЛКВВИА), или Московская (ВВОЛИА) инженерные академии ВВС.

Трёхлетний опыт привлечения профессорско-преподавательского состава ЛКВВИА для чтения лекций на КУНС ГВФ и использования лабораторий академии для проведения практических занятий со слушателями курсов указывает на целесообразность организации Академии ГВФ по соседству именно с этой академией, т. е. в г. Ленинграде.

Целесообразность использования возможностей ЛКВВИА диктуется также и тем, что эта Академия была организована на базе Ленинградского Института Инженеров Гражданского Воздушного Флота. Ведущий профессорско-преподавательский и руководящий состав её вырос из кадров Гражданского Воздушного Флота – из числа преподавателей ЛИИ ГВФ и инженеров ГВФ. Этот состав, включающий в себя специалистов высокой квалификации, в том числе большое число докторов наук по ведущим специальностям, имеет большой опыт подготовки специалистов Гражданского Воздушного Флота, хорошо знает специфические особенности производственной деятельности ГВФ и с большим желанием будет участвовать в работе Академии ГВФ. Это также даёт возможность в короткий срок, после организации Академии ГВФ в г. Ленинграде, создать при ней Учёный Совет, которому может быть предоставлено право присвоения учёных степеней кандидатов наук.

Социально-экономический цикл обучения в Академии ГВФ при организации её в Ленинграде может быть в основном обеспечен преподавательским составом Партшколы ПУГВФ, имеющим многолетний опыт подготовки партийно-политического состава ГВФ.

Организация Академии ГВФ в г. Киеве самостоятельно или в комплексе с Киевским Институтом ГВФ нецелесообразна. Киевский институт не имеет необходимых кадров профессорско-преподавательского состава высокой квалификации по ведущим дисциплинам и хорошей лабораторной базы. Отсутствие в г. Киеве родственных по профилю высших учебных заведений ВВС и МАП исключает возможность привлечения этих кадров извне. В связи с этим качество обучения в Академии будет ниже, чем при организации её в Ленинграде и совершенно исключается, по крайней мере, в ближайшие годы, организация учёного совета и подготовка научных кадров.

Таким образом, наиболее целесообразна организация Академии ГВФ в г. Ленинграде.

Базой для организации являются Партийная школа и КУНС ГВФ, размещённые в здании по Литейному проспекту, д. 48, имеющие в настоящее время необходимый минимум учебных и бытовых помещений, хорошую библиотеку, а также кабинеты и лаборатории с наглядными учебными пособиями.

В связи с организацией Академии, включающей подготовку политического состава с высшим образованием, необходимость дальнейшей деятельности двухгодичной Партийной школы отпадает. Вместе с тем при Академии целесообразно сохранить курсы усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава и партийные курсы с задачами переподготовки командного и политического состава, не имеющего среднего образования и в возрасте старше 40 лет.

Главной трудностью, с которой придётся встретиться в случае организации Академии ГВФ в Ленинграде при условии начала учёбы с 1-го сентября 1954 г., является необходимость проведения занятий в здании, которое при этом будет надстраиваться и реконструироваться. Однако, при соответствующей организации строительных работ, учитывая относительно малую численность первого набора Академии (порядка 40 слушателей) и характер первого года обучения, эта трудность вполне преодолима.

К концу 1955 г. реконструкция здания должна быть закончена. К этому времени закончит учёбу последний – VIII поток Партийной школы и появится возможность расширения учебных помещений и лабораторной базы Академии.

Для обеспечения организации Академии Гражданского Воздушного Флота в г. Ленинграде и начала учёбы в ней с 1 сентября 1954 г. необходимо проведение следующих мероприятий, касающихся надстройки и реконструкции здания Партшколы и размещения в нём Академии:

1) Закончить реконструкцию дворового корпуса здания до 1 сентября 1954 г. для использования под общежитие слушателей;

2) Провести все необходимые работы по первым двум этажам учебного корпуса, связанные с надстройкой двух этажей (замена части перекрытий во 2-м этаже, перебивка окон и др.) до 1 августа 1954 г.

Это позволит два первых этажа полностью использовать для учебных целей при проведении надстройки 3 и 4 этажей;

3) Полностью закончить все строительные работы, связанные с надстройкой и реконструкцией здания до 1 сентября 1955 г.

Разумеется, что к этому времени, т. е. по крайней мере, за 1 ½ – 2 месяца до начала первого учебного года (с 1 сентября 1954 г.) должны быть решены все вопросы юридического оформления Академии ГВФ, штатные вопросы, комплектование её, финансирование, вопросы материально-технического обеспечения, а также издан приказ Министра Обороны СССР или Главкома ВВС об оказании постоянной помощи Академии ГВФ со стороны ЛКВВИА в пределах наших нужд.

Начальник КУНС ГВФ П. Лабазин»

Работает Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК). Слева направо: А. А. Новиков, П. С. Лабазин, М. Л. Гофман, В. В. Сиротин, …. Июнь 1962 г.

9 ноября 1955 года в этом здании на Литейном пр., 48 прозвенел первый звонок

для слушателей первого набора Высшего авиационного училища гражданского воздушного флота

Первый преподавательский состав Высшего авиационного училища ГВФ. Слева направо: сидят Г. И Москвин, Ф. Я. Спасский, Н. К. Фёдоров, зам. начальника ВАУ по учебной и научной работе П. С. Лабазин, начальникВАУ Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, профессор А. А. Новиков, С. Н. Подкаминер, О. Н. Розанов, А. Л. Безвиконный, Ф. Г. Попов; стоят 3-й слева Б. Е. Устинович, далее Н. Г. Фёдоров, Т. А. Огнева, Л. В. Стукан, 2-й справа Б. Г. Броуде. 1956 г.

 

Начальник ВАУ ГВФ А. А. Новиков и его заместитель по учебной и научной работе П. С. Лабазин обсуждают очередной серьёзный вопрос в кабинете А. А. Новикова. Начало 1960-х гг.

 

 

Первая научно-техническая конференция ВАУ ГВФ. В президиуме: зам. начальника ВАУ по учебной и научной работе П. С. Лабазин, начальник ГУ ГВФ (1949–1957) маршал авиации С. Ф. Жаворонков, начальник ВАУ Главный маршал авиации А. А. Новиков, зам. начальника ГУ ГВФ Н. А. Захаров. Январь 1960 г.

Пётр Сергеевич Лабазин с выпускниками ВАУ ГВФ 1959 года и заведующей Музеем Академии ГА Н. М. Сафроновой после торжественного мероприятия, посвящённого 25-летию первого выпуска ВАУ ГВФ. Июнь 1984 г. (автограф дан позднее, 25 марта 1987 г.)

Автор снимка – выпускник Командного факультета ВАУ ГВФ 1959 г. П. Г. Хмельницкий

 

Примечания

 

1. Волкан Семенович Гаранов, настоящее имя Захари Симеонович Захариев (1904–1987). Известный лётчик, герой войны в Испании (1936–1939 гг.). После возвращения из Испании – начальник Тамбовской авиашколы ГВФ, затем начальник Управления учебных заведений ГВФ. Генерал-полковник, Герой Советского Союза и Герой Народной Республики Болгария. Был гостем Академии гражданской авиации в 1985 г., участвовал в мероприятиях, посвящённых 40-летию Победы в Великой Отечественной войне. Приезд организован при активном участии слушателя КФ Академии Ганчо Даскалова и заведующей музеем Академии Н. М. Сафроновой при поддержке начальника ОЛАГА генерал-полковника Ю. Г. Мамсурова и начальника Политотдела МГА СССР Н. А. Буланова.

2. Илья Львович Кривошеев, воспитанник Петра Сергеевича Лабазина по кафедре авиадвигателей, начальник лаборатории авиадвигателей, затем ведущий преподаватель и автор учебников по лётной эксплуатации силовых установок Ту-154М и Ту-204 в Авиационном учебном центре, ныне заместитель начальника учебного отдела Центра лётной подготовки Авиационного учебного центра Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации

 

Литература

1. П. С. Лабазин. Докладная записка по вопросу организации академии командно-политического состава ГВФ начальнику Главного управления гражданского воздушного флота СССР маршалу авиации Жаворонкову С. Ф. Декабрь 1953 г. //Фонды Объединённого музея гражданской авиации: МАГА-2867/Д-976.

2. Н. М. Сафронова. Пётр Сергеевич Лабазин – инженер, педагог, организатор производства и высшего образования в гражданской авиации (1916–1987); к 90-летию со дня рождения // Петербург – колыбель российской авиации: Восьмые Международные научные чтения, посвящённые памяти И. И. Сикорского и творческому наследию выдающихся российских авиаторов. Доклады секции истории авиации / Объединённый музей СПбГУ ГА ФГУАП «Пулково» и ФГУП «Аэропорт «Пулково». СПб. 2006. С. 391–414.

3. М. Ф. Филиппов. Штрихи к портретам. О родословной Лабазиных. СПб. 1997. С. 17-18, 22, 30-31.

4. Личное дело П. С. Лабазина. Архив Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации.

5. Н. М. Сафронова. Курсы усовершенствования начальствующего состава Гражданского воздушного флота (1951–1955) как часть истории Университета гражданской авиации // Наука и техника: Вопросы истории и теории. Тезисы XXVIIконференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН. Выпуск XXII. СПб.: СПбФ ИИЕТ РАН, 2006. С. 169-171.

6. Н. М. Сафронова. История Академии гражданской авиации: новый взгляд //. Наука и техника: Вопросы истории и теории. Тезисы XIXгодичной конференции СПбО Национального комитета по истории и философии науки и техники РАН. Вып. XIV. СПб. 1998.

7. П. С. Лабазин. Авиационный двигатель АШ-62 ИР. М. 1956.

8. Фонограмма беседы с И. Л. Кривошеевым. 02.02.2000 г. //Фонды Объединённого музея гражданской авиации.

9. П. С. Лабазин. Использование реверсирования тяги ТРД для улучшения лётно-технических характеристик транспортных турбореактивных самолётов. Л. 1961.

10. П. С. Лабазин. Теория компрессорных авиационных газотурбинных двигателей. Учебное пособие. ВАУ ГА. 1962.

11. П. С. Лабазин. Основы технической термодинамики. Учебное пособие. Часть I. Часть II. ВАУ ГА. 1967.

12. Фонограмма беседы с П. С. Лабазиным, записана в Музее истории Академии ГА в апреле 1987 г.//Фонды Объединённого музея гражданской авиации.

Новости

23 апреля 2017 года в 11 часов ведущий профильный вуз гражданской авиации России приглашает всех желающих посетить День открытых дверей. Узнать больше

Размещена информация о приёме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета на 01.10.2016Узнать больше

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации объявляет дополнительный прием на обучение по программам магистратуры на 2016/2017 учебный год по заочной форме обучения. Узнать больше

12 декабря 2016 года в Москве прошел финал конкурса "Лучший в небе"Узнать больше

Размещена информация о Центре транспортной безопасностиУзнать больше

С 12 по 15 декабря 2016 года ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" совместно с Университетом проводит конкурс профессионального мастерства диспетчеров УВДУзнать больше

Л.А. Микинелову присвоили Почетное звание "Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации". Узнать больше

24 ноября 2016 года прошел День карьеры для студентов и выпускников. Узнать больше

28 ноября 2016 года на кафедре  №2 "Социально-экономических дисциплин и сервиса" состоялась Олимпиада по проблемам сервиса на транспорте. Узнать больше

17 ноября и 28 ноября 2016 года на кафедре  №2 "Социально-экономических дисциплин и сервиса" состоялись семинарские занятия с работниками из разных профессиональных сфер. Узнать больше

27 октября 2016 года состоялся мастер-класс от онлайн-рекурента России - портала SuperJob. Узнать больше

30 сентября 2016 года студенты Университета приняли участие в выездном семинаре-тренинге Молодежного совета Московского района. Узнать больше

С 6 августа по 3 сентября прошёл молодежный образовательный форум "Итуруп" Узнать больше

В целях повышения доступности приобретения жилья молодыми гражданами в Санкт-Петербурге реализуется целевые программы. Узнать больше

В июле 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения П.С. Лабазина. Узнать больше

Обьявления

Утвержден Регламент проезда транспортных средств на территорию Университета         Узнать больше

Информация приёмной комиссии Узнать больше

Объявления заочного факультета. Узнать больше

ФГБОУ ВО СПбГУ ГА требуются Узнать больше

Информация о научных конференциях Узнать больше